Рекомендуем родителям прочитать следующие статьи

Домашнее задание в учебной деятельности школьника

Рекомендуем родителям прочитать следующие статьи(Автор Крушина Э. Р.)

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на до­машнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Известный психолог Эльконин — Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познава­тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления. от­ветственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.

Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставле­ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  • Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;
  • Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;
  • Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;
  • Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Совет родителям

    Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

    • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
    • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
    • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
    • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
    • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
    • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
    • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
    • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
    • Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
    • Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
    • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле­мы, связанные с подготовкой домашних заданий.

    Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

    Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по како­му-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику или завучу.

    Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Нередко в учебе возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы часто связаны с увеличением количества предметов, сложностью предметов; во-вторых, неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание; в-третьих, нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля.

    Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

    Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

    Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

    Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

    Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. В этом ученику поможет специальная памятка

    Памятка «Как готовить домашние задания»:

    1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
    2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.
    3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
    4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
    5. Научиться находить интересующую нужную информацию с по­мощью компьютера.
    6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
    7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
    8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
    9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. v
    10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
    11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
    12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо де­лать перерывы.
    13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
    14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.
    15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
    16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
    17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
    18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
    19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
    20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

    Метод ключевых слов

    Этот метод может помочь ребенку при изучении большого по объему текста.

    Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова — сразу вспоминаешь, о чем сказано в нуж­ной части текста.

    При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последователь­ности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответст­вующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов. В результате получается цепочка. Ее нужно записать и вы­учить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

    Этот метод был разработан американскими психологами. По их мне­нию, метод «5 П» позволяет сосредоточиться на самом основном в изучае­мом тексте и помогает лучше его запомнить. Данный метод рекомендуется использовать при подготовке устных заданий.