Перезагрузка

ПерезагрузкаДомашние задания надо отменить? Напомним: с таким предложением выступили учителя одной из московских школ.

Правда, касалось оно, в основном, старшеклассников. Педагоги посчитали, что нагрузка в выпускных классах зашкаливает.

А потому, когда речь уже идет о предпрофильной подготовке, нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая для него полезна и нужна.

Инициатива вызвала огромную дискуссию и среди педагогов, и среди родителей.

— Обучение без домашнего задания невозможно, — уверяет директор столичной гимназии N1503 Стелла Цимбалюк. — Ребята получают знания в школе и закрепляют их дома. Причем идея отменить домашнее задание не новая. В 1960-х годах был такой новаторский «Липецкий метод»: педагоги-энтузиасты решили обойтись без самостоятельной работы учеников после уроков. Но результаты оказались совсем не такие, как ожидались.

Хотя в идее отменить «домашку» есть здравое зерно. Последние два школьных года ребята в основном целенаправленно готовятся к ЕГЭ.

Как известно, для поступления в вуз нужны три экзамена — русский язык, математика и еще один, по профильному предмету. Учителя подтверждают: «натаскивание» на ЕГЭ приносит свои плоды, написать тест на хорошую отметку — теперь лишь дело техники. Причем даже не списывая и не пользуясь многочисленными утечками ответов. А потому для большинства старшеклассников часть школьных предметов становится нужной лишь для общего развития.

Из-за этого многие будущие технари требование, например, словесника выучить стихотворение Маяковского воспринимают как ненужную обузу. А гуманитарии, с точностью наоборот, не жалуют задачки по физике и химии.

— Если школьник воспринимает обучение в старших классах только как подготовку к ЕГЭ — безусловно, домашнее задание по непрофильным предметам будет для него лишним, — говорит руководитель проекта «Ваш репетитор» Алексей Пламадялов. — Однако для общего развития «непрофильное домашнее задание» очень важно.

И вновь напрашивается вопрос: а кого должна готовить школа? Гарантированных студентов-профильников? Или широко образованных личностей? По данным опроса Фонда «Общественное мнение», четверо родителей из пяти уверены, что школа, в которую ходит их ребенок, даст своим ученикам хорошее образование. Но каждый вкладывает в этот термин свое понятие. Так, 72 процента взрослых россиян считают, что для успеха в жизни необходимо просто получить высшее образование. А значит, как минимум в школе хорошо сдать ЕГЭ. Получается, заниматься общим развитием детей учителям все-таки стоит лишь до 9-го класса. А два заключительных года — готовить к Единому?

Но поступить в вуз, получить диплом о высшем образовании и само высшее образование — совсем не одно и то же. Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров каждый год устраивает первокурсникам лекции для «ликвидации безграмотности»: у многих первокурсников, поступивших по ЕГЭ, явные пробелы с русским языком, и не только. Полноценно готовить инженеров, которые не знают биологии, химии, географии и даже истории с литературой оказывается невозможно.

— Отмена домашних заданий приведет к окончательному и бесповоротному развалу учебного процесса в школе, — уверен кандидат технических наук, доцент кафедры общей физики МФТИ, лауреат премии фонда «Династия» Владимир Овчинкин. — Даже наши продвинутые студенты, я подозреваю, далеко не все ответят на вопрос, куда впадает Волга. Я проверял второкурсников, — правильно ответил один из пяти человек. Выборочные «знания» — иллюзия знаний, не более, а отмена домашних заданий чревата получением на выходе из средней школы лентяев и бездельников, не способных к напряженному труду.

— На самом деле отменить домашние задания для своих учеников может любая школа — для этого достаточно решения управляющего совета, — замечает источник в Министерстве образования и науки России. — Никакой директивы ждать для этого не надо. Учителя и родители сами могут договориться между собой, насколько стоит грузить выпускников теми или иными предметами.

Мнения

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук:

— Учеба — это тяжелый труд. Если в начальной школе еще можно обойтись без домашних заданий, то в старших классах нереально. Ведь люди готовятся к ЕГЭ, а материал необходимо закреплять. Я за этой инициативой вижу цинизм и прагматизм, когда дети занимаются с репетиторами по основным предметам, которые они будут сдавать, а по остальным дисциплинам получают липовые оценки. Поощрять такое нельзя. Образование должно быть всесторонним и глубоким, и без домашнего задания здесь не обойтись.

Алексей Овчинников, учитель биологии, учитель года-2011:

— Не вижу проблемы для обсуждения. Она не требует кардинального вмешательства на законодательном уровне. Задавать домашнее задание — это приоритет учителя. И объем его зависит от того, как налажена работа с тем или иным классом. С точки зрения методики обучения, усвоения знаний уже доказана и проверена целесообразность домашнего задания как повторения учебного материала. Однако грамотный учитель может сократить его объем. Если большую часть материала объяснить и закрепить на уроке, то нагружать домашним заданием старшеклассников не придется.

Виктор Фертман, директор государственной столичной гимназии:

— Двоякое отношение: с одной стороны, старшеклассники замучены домашним заданием, а с другой — есть предметы, по которым невозможно его отменить. Читать книги — тоже домашнее задание, не на уроке же вслух читать.

Татьяна Лазарева, актриса, телеведущая:

— Сейчас образование стало допускать наличие каких-то репетиторов, на которых дети тратят много времени. Проще было бы решить проблему подготовки к ЕГЭ в школе, чтобы необходимость в них отпала. Тогда, естественно, говорить об отмене домашних заданий и не придется.

Подготовила Анастасия Иванова

как прикрепить домашнее задание в дневник ру

как сделать домашнее задание по немецкому

как узнать домашнее задание