Надо ли отменить домашние задания в школах?

Надо ли отменить домашние задания в школах?Их нужно не отменять, а приводить в некое упорядоченное состояние. По моим наблюдениям, в этой области существует некоторый хаос: учителя, не согласуясь друг с другом, задают на дом огромное количество заданий, что в конечном итоге компенсируется фактической необязательностью их выполнения.

Домашние задания — необходимы, и это неприятный медицинский факт. Во-первых, ученик спустя небольшое время должен самостоятельно повторить то, что он усвоил на уроке — иначе материал просто не осядет у него в голове (мы берём среднего школьника, не обладающего какой-то феноменальной памятью). Не будем забывать, что, в отличие от взрослого студента, который учится в русле выбранной им специализации, школьник — это ребёнок, который одновременно обучается самым разным предметам. Ему сложнее, и поэтому без повторения ему никак не обойтись.

Во-вторых, ученик должен продемонстрировать умение самостоятельно пользоваться теми алгоритмами, которые ему продемонстрировали в классе, будь то физическая формула, математическое уравнение, правило русского языка, какой-то определённый метод анализа, применимый в гуманитарных или естесствонаучных дисциплинах, и так далее.

В-третьих, какие-то задания можно выполнить только дома: "Преступление и наказание" на уроке не прочитаешь, стихотворение не выучишь, сочинение на английском языке за 40-45 минут — тоже не напишешь.

Что же делать с таким "неизбежным злом", как домашние задания? Нужна согласованность между учителями. Если химик задаёт на дом огромные объёмы материала и ещё очень строго спрашивает, то, понятное дело, школьники будут делать химию в ущерб, например, истории и литературе ("да ладно, там всего лишь что-то прочитать задали!"). Так быть не должно. А должно быть некоторое представление о том, какое время школьник обязан тратить в течение недели на выполнение домашних заданий, и это время должно быть по-умному распределено среди учителей. Соответственно, нужны какие-то данные о том, сколько времени среднестатистический ученик тратит на выполнение тех или иных заданий. Соответствующие исследования логичнее всего поручить авторам учебников, по которым учащиеся выполняют д/з.

Только вот я не зря выделил слово "по-умному". Можно посчитать, за какое время средний школьник решает уравнение и читает одну страницу текста в книжке по биологии, но нельзя выяснить, как быстро он напишет сочинение по "Дубровскому". Да и для того, чтобы прочитать этого самого "Дубровского", разумеется, нужно больше времени, чем на решение задач по физике, математике и геометрии вместе взятых. Так что учитель литературы a priori должен быть выведен за рамки предложенной мною "метрической системы".

В школе "моей мечты" школьники при любой подвернувшейся возможности выполняли бы одно домашнее задание сразу на два предмета. Как это? Допустим, "Анна Каренина" — это не только гениальное литературное произведение, но и (вспоминайте текст!) замечательный исторический источник по пореформенной России времён Александра II. А "лысенковщина" — это одновременно и исторический казус, и биологическая теория. А сколько точек соприкосновения есть у технических дисциплин, мне и напоминать неловко. Если гнаться не за количеством таких "сдвоенных" домашних заданий, а за их качеством, то можно добиться фантастических результатов. Во-первых, это очень интересно и это прекрасная возможность, к примеру, заинтересовать "школьника-историка" биологией, а "школьника-биолога" историей. Во-вторых, это приближает образование к заветной цели — сформировать у школьника целостную картину мира. Именно этим так славилась советская школа, построенная на принципах классической германской гимназии, и именно этого, увы, нет в современной российской школе, которая не образовывает человека, а "предоставляет образовательные услуги".

Есть другой очень важный вопрос, который, слава Б-гу, подняла новый министр образования (про которую слишком много кривотолков, вплоть до на 100% несправедливого ярлыка "православнутая сталинистка", а я вообще-то этого прекрасного человека и выдающегося историка знаю лично). Освободите, наконец, учителей от мегатонн бумажной волокиты и дайте им возможность учить детей! Верните нормальное обучение взамен бесконечных "тестов ради тестов"! И тогда — о, чудо! — освободится много времени на саму учёбу, и учителям не придётся задавать детям самостоятельно осваивать дома то, что они не успели пройти на уроке. Домашних заданий станет куда меньше.

Ну и моя персональная идея. Считаю, что в школьной программе абсолютного каждого российского старшеклассника должно появиться задание — написать доклад по истории своей собственной семьи. Выполняя задание, школьник разовьёт в себе такие качества, как умение работать с устными источниками (рассказы родителей, бабушек и дедушек), с материальными предметами (фотографии, личные вещи), он должен будет взять в руки историческую литературу. Подросток, подготовив такой доклад, одновременно узнает и о своей семье, и о своей стране. Такую работу невозможно скачать в Интернете, но необходимость её подготовить заставит школьника через частную судьбу родственников познакомиться со сложной, но интересной историей нашего государства. Только тоже надо всё делать "по-умному" — учесть, например, что не у всех есть родители, а у некоторых вроде бы есть, только толку от них немного.

как делать домашнее задание по русскому языку

памятка как готовить домашнее задание

как сделать домашнее задание по математике виленкин