Hi-Tech школа: электронные журналы и дневники

Hi-Tech школа: электронные журналы и дневникиЭлектронный школьный журнал — это сервис для учителей и администрации школ, тот же бумажный журнал, но с большим количеством функций, которые обеспечивают компьютерные технологии. Электронный дневник — сервис для школьников и их родителей, родной брат электронного журнала. Журнал призван освободить учителей от лишней бумажной работы и облегчить составление отчетности. Для родителей такой сервис открывает полную картину успеваемости школьника в удобном формате — просмотреть все уроки, “домашку” и оценки ребенка можно с личного компьютера в любое время. Онлайн-дневник поможет школьнику всегда быть в курсе всех учебных дел, даже во время болезни.

Как появились электронные журналы и дневники

Электронные журналы, они же — электронные дневники, начали внедрять в школьную систему в 2009-2011 году. Несколько групп разработчиков практически одновременно предложили отечественным школам hi-tech альтернативу главным бумажным документам бесплатно или за деньги. В основном электронные журналы работали в локальной школьной или региональной сети, некоторые платформы использовали облачный сервер для хранения урочных записей. В конце нулевых — начале десятых годов облачные технологии только начинали развиваться.

Существует несколько систем электронных журналов и дневников — и государственные (например, дневник на сайте Мэра Москвы ), и частные разработки (Дневник. ру, ЭлЖур, электронные дневники разрабатывали даже сами школьники для себя и своих друзей). В 2012 году Минобрнауки выпустило методическое письмо с едиными требованиями к электронным журналам. По закону школы сами в праве выбирать себе систему.

Сейчас во многих российских школах используют электронные журналы. В 2013 году все московские школы обязали перейти на систему МРКО (Московский регистр качество образования), отказавшись от других сервисов. О подключении к системе всех московских школ столичные бюджетники отчитались еще в 2014 году. Также в Москве электронные дневники и ряд других технологичных новинок выделили в отдельный общий проект, запущенный в сентябре 2016 года — “Московская электронная школа”. При этом до недавнего времени московские школьники могли пользоваться дневниками от разных разработчиков. С 1 сентября 2017 года Департамент инновационных технологий Москвы ограничил сторонним разработчикам доступ к данным о московских школах, тем самым полностью лишил школьников альтернативы официальному дневнику на сайте Мэра Москвы.

Электронные журналы и дневники хранят личные данные школьников, учителей и родителей, информацию об уроках и оценках, поэтому должны быть защищены по стандартам Федерального закона РФ № 152-ФЗ «О персональных данных». Одна из последних дополнительных мер по обеспечению безопасности связана с реализацией шифрования по алгоритмам ГОСТ. Например, персональные данные пользователей системы сервиса «Дневник. ру» находятся в одном из лучших дата-центров России – ООО «Селектел». Однако даже, казалось бы, самые надежные организации подвергались взлому. Так в информационной системе «Контингент», интегрированной с московской электронной школой, эксперты нашли ошибку, из-за которой можно было выгрузить информацию о детях даже без авторизации. А недавний скандал со взломом журнала новосибирским школьником красноречиво говорит о системной проблеме безопасности данных.

Некоторые образовательные учреждения продолжают вести вместе с электронной версией и бумажные журналы. А в бумажные дневники “старого образца” школьники выставляют оценки — в основном только хорошие и то по желанию. Некоторые школы пошли дальше — в их стенах бумажные журналы и дневники запретили.

Электронный дневник для школьников

Для школьников, выросших со смартфоном в руке, нововведение прошло органично. В первое время, особенно в школах, где электронная новинка появилась раньше всех, дневники отличались от привычных для детей программ, приложений и игр в худшую сторону — “лагали”, долго загружались, часто выдавали ошибки и сбой системы. Как отмечают школьники, сейчас электронные дневники стали лучше и уже не вызывают негативных эмоций во время пользования. Наоборот, дневники уже стали удобны. “Дневник очень прост в использовании, все интуитивно понятно”, — говорит Иван, ученик 10 класса из Москвы.

Из новых дневников уже не получится выдернуть страницу с плохой оценкой. “От родителей теперь не скрыть ни опоздания, ни двойку, ни прогул”, — отмечает Константин, старшеклассник одной из школ в Великобритании. Европейские школьники тоже “пересели” на электронные дневники, а родители стали больше знать о реальных школьных делах своих детей. “От родителей требуется еженедельное подтверждение об ознакомлении моей успеваемости”, — добавляет Иван.

Взлом электронного журнала девятиклассником из Коми, который произошел осенью текущего учебного года — не единственный прецедент. Так, например, подобное произошло в английской школе, где учится Константин: “У нас была похожая ситуация в школе, были серьезные разбирательства, но все закончилось на школьном уровне — в полицию писать никто не стал. Кто-то стер все оценки и поставил совершенно другие. Большой проблемой оказалось понять, как восстановить утерянные данные”.

Если в целом школьники отмечают удобство дневников, то главную проблему видят в уязвимости системы для взлома и … в учителях. Часть школьных преподавателей, особенно “старой закалки”, медленнее осваиваются в новомодных тенденциях. “Из-за этого бывают ошибки и недопонимания, — замечает Константин. — Эту проблему не так уж и сложно решить. Нужно начать проводить специальные тренинги для учителей”.

Электронный дневник для взрослых

Учителя тоже отмечают проблему недостаточной компьютерной грамотности коллег. Однако плюсы онлайн-журналов определенно перевешивают минусы. Учителям в онлайн-версии журнала проще выставлять и редактировать оценки, записывать домашние задания. К тому же, технологии дают возможность прикреплять к заданию дополнительные материалы прямо в журнале/дневнике, например, контурные карты, иллюстрации и схемы. “Дневник позволяет учителю планировать урок заранее, ориентируясь на информацию о том, как справились ученики с предыдущим материалом”, — отмечает Лилия Языкина, заместитель директора по качеству образования школы № 2117.

Бумажной однотипной работы у учителей стало чуть меньше. “Я начал работать в школе в 2012 году, тогда еще были живы бумажные журналы. Заполнение и ведение этой широкоформатной книжечки возлагалось на учителей-предметников. На первый взгляд, ничего особенного от меня не требовалось: в начале урока отметить отсутствующих и выставлять оценки, а в конце четверти или триместра – итоговые баллы. Трудности начинались при заполнении новой страницы.

«Во-первых, дни занятий необходимо было указывать в клеточках на левой странице журнала, а домашние задания – в строчках на правой. При этом данные в клеточках и строчках должны были соответствовать друг другу. Не допускалось перенесение домашних заданий на соседнюю страницу, если строк не хватало. Из-за моей рассеянности и неопытности я допускал ошибки, и числа оставались на одной странице, а домашние задания уезжали на другую. Что делать? Приходилось вырывать страницу, вклеивать из запасного журнала другую с соответствующим номером (и таким же оттенком бумаги!) и начинать все заново”, — вспоминает учитель Иван Илюшин.

Электронные журналы избавили учителей от ограничений, которые неизбежно создавала бумага, и позволили делать многие вещи автоматически. Система сама вычисляет получивших «неуд», «хор» и «отл» в процентном соотношении, высчитывает средний балл за учебный период. Кто-то считает такую среднюю оценку объективной, хотя все еще учителя стремятся выставить итоговый балл опираясь больше не на сами оценки, а на реальный прогресс учащегося.

Родители по-разному относятся к электронным дневникам своих детей. Но пожелания к улучшению системы озвучивают те же самые. Повысить уровень надежности и безопасности, улучшить функционал и удобство текущих версий дневников предлагают активные родители. Так, Александр Кротов, папа учащегося 6 класса одной из московских школ, сетует на электронный дневник школьника: “Не ясно, как добраться до той или иной функции, много лишних переходов между страницами. Один вход чего стоит: «Электронный дневник»-«Дневник»-«Дневник»”. На своей странице на Facebook в посте об электронном дневнике Александр иронизирует: “Недотутумкал Кощей в свое время. Надо было не фантазировать с зайцами и утками, а спрятать иглу в сундук в сундук в сундук. Жил бы до сих пор в своё удовольствие, горя бы не знал”.

В то время, как мир сломя голову стремится к повсеместной дигитализации, компьютеризации и автоматизации, электронные журналы и дневники становятся явлением привычным. Однако улучшать систему нужно. Делать это можно после широкого обсуждения проекта изменений и обязательно при участием пользователей.

как правильно сделать домашнее задание

как оформить домашнее задание

как сделать домашнее задание по немецкому